Павелецкая.

Замоскворецкая линия (до 1990 года — Горьковско-Замоскворецкая) — вторая по официальной нумерации (третья по хронологии) линия Московского метрополитена. Связывает через центр районы, прилегающие к Ленинградскому шоссе, с Коломенским и крупными спальными районами Царицыно, Орехово-Борисово и Братеево на юге и юго-востоке Москвы. На схемах обозначается зелёным цветом и числом 2.
В сети
Аватара пользователя
Александр
Сообщения: 4816
Зарегистрирован: 18 авг 2013, 13:35
Репутация: 6005

Павелецкая.

Сообщение Александр » 03 янв 2017, 19:40

«Павелецкая»
Замоскворецкая линия Московского метрополитена.

Дата открытия: 20 ноября 1943 года
Проектное название: «Павелецкий вокзал», «Донбасская»
Район: Замоскворечье
Округ: ЦАО
Тип: Колонная трёхсводчатая глубокого заложения
Глубина заложения: 33,5 метра.
Количество платформ: 1
Тип платформы: островная
Форма платформы: прямая
Архитекторы: А. Н. Душкин, Н. С. Князев; реконструкция — С. В. Лященко, Е. С. Демченко
Архитекторы вестибюлей: А. Н. Душкин в соавторстве с Н. С. Князевым (южный); Н. Я. Колли, И. Н. Кастель (северный)
Инженеры-конструкторы: А. Н. Пирожкова, М. Семиз, Б. Уманский, В. И. Дмитриев
Станцию возвело: Шахта № 406 (СМУ-7) Мосметростроя (руководители Н. Данелия, А. Филиппов)
Выход к улицам: здание Павелецкого вокзала, Павелецкая площадь, улица Зацепа и Дубининская, Садовое кольцо (Валовая улица и улица Зацепский Вал), Новокузнецкая улица
Переходы на станции: Кольцевая линия "Павелецкая"
Наземный транспорт:
А: 6, 13, 106, 158, 632;
Тб: Б;
Тм: А, 3, 35, 38 39
Время открытия: 5:35
Время закрытия: 1:00
Работающие операторы сотовой связи: МТС, Билайн, МегаФон
Код станции: 030
Соседние станции: "Новокузнецкая" и "Автозаводская"

«Павеле́цкая» — станция Замоскворецкой линии Московского метрополитена. Расположена между станциями «Новокузнецкая» и «Автозаводская». Находится на территории района «Замоскворечье» Центрального административного округа города Москвы. Своё название получила по Павелецкому вокзалу, в здании которого ныне находится её вестибюль. Станция открыта 20 ноября 1943 года в составе третьей очереди Московского метрополитена. Первоначально станция была построена пилонной двухсводчатой, в ходе реконструкции (1948—1959 годы) была перестроена в колонную трёхсводчатую. Имеет переход на одноимённую станцию Кольцевой линии.
Является памятником архитектуры, в 2010 году установлена соответствующая доска.

Проект Замоскворецкого радиуса с трассировкой через Павелецкий вокзал появился в 1934 году. До этого Замоскворецкий радиус проектировался через Добрынинскую площадь. Первоначально участок Замоскворецкого радиуса от «Площади Свердлова» до Павелецкого вокзала было предложено построить в составе второй очереди метрополитена. 10 июля 1937 года Совет народных комиссаров СССР постановлением № 1090 утвердил состав линий и проект трассы третьей очереди метро. На Замоскворецком радиусе проектировались три станции — «Новокузнецкая», «Павелецкая» и «Завод имени Сталина», которые планировалось открыть в декабре 1939 года. Строительство началось в 1938 году. В связи с началом Великой Отечественной войны строительство было остановлено. К этому времени перегонные тоннели уже были пройдены. Возобновили стройку в 1942 году.

Конкурс на проектирование станции «Павелецкая» выиграли братья В. А. и А. А. Веснины, которые избрали темой оформления Донбасс. Проектным названием станции также была «Донбасская». Проект станции был похож на «Маяковскую» своей конструкцией — колонной трёхсводчатой, и Веснины тоже решили использовать смальтовую мозаику (планировалось разместить 14 мозаик) на своде центрального зала. Мозаики предполагалось поместить прямо на своде, без углублений и куполов, что способствовало лучшему просмотру мозаик. Тема мозаик — «Донбасс — Всесоюзная кочегарка». Эскизы нарисовал А. А. Дейнека. Набор мозаик осуществлялся во время Великой Отечественной войны в блокадном Ленинграде В. А. Фроловым. В 1942 году готовые мозаики были доставлены, но металлоконструкции для «Павелецкой» остались в Днепропетровске, на временно оккупированной территории. Поэтому проект был изменён на двухсводчатую станцию без центрального зала с пилонным участком перед эскалатором. Временное оформление станции было начато архитектором Н. С. Князевым, затем продолжено совместно с А. Н. Душкиным, и было закончено ввиду военного времени в несколько дней. Предполагалось путевые залы оставить с обнажёнными тюбингами, с покраской по типу Крымского моста, но и это мероприятие не укладывалось в сроки. В результате, залы были просто подшиты цементными щитами. Восемь мозаичных панно были размещены на станции «Новокузнецкая».

Станция была открыта в составе третьей очереди строительства Московского метрополитена 20 ноября 1943 года на действующем перегоне «Площадь Свердлова» — «Завод имени Сталина». С 1 января 1943 года поезда следовали через «Павелецкую» без остановки из-за задержек в поставке эскалаторов. В связи с тем, что завод по производству эскалаторов находился в блокадном Ленинграде, заказ был передан московским предприятиям. Эскалаторы для глубоких станций третьей очереди поступили только к лету 1943 года.

В 1948 году началась реконструкция станции по проекту, близкому к первоначальному (авторы — С. В. Лященко, Е. С. Демченко). Перестройка станции в колонную началась с короткого участка в три колонных секции у северного выхода. Этот участок станции открыли 21 февраля 1953 года вместе с эскалаторным наклоном в вестибюль «Павелецкой»-кольцевой, что соединило две станции. После этого перестройка осуществлялась между северным выходом и центром станции, этот участок открылся 30 июля 1955 года вместе с одним спуском в новый переход на станцию Кольцевой линии. Последний участок, от центра станции (включая второй спуск в переход) до сохранившегося поныне пилонного участка станции, был раскрыт к 20 апреля 1959 года. Реконструкцию пилонного участка возле южного выхода было решено не производить по причине необходимости закрытия на период реконструкции напряжённого выхода со станции на Павелецкий вокзал.

В 1982 году началась реконструкция Павелецкого вокзала, в результате которой южный вестибюль был встроен в увеличенное здание вокзала и перестроен. 20 апреля 1987 года загорелся подъезжавший к станции поезд. Поезд был доведён до станции, пассажиры своевременно эвакуированы. В результате пожара серьёзно пострадала отделка южного торца станции. Но в то время реконструировался Павелецкий вокзал, и была проведена замена отделки «старой» части станции, придавшая ей мрачный вид и усилившая непохожесть старой и новой частей станции.

Станция имеет два наземных вестибюля, расположенных на разных сторонах Павелецкой площади. Южный вестибюль был открыт вместе со станцией в 1943 году. Авторы вестибюля — А. Н. Душкин и Н. С. Князев. Изначально вестибюль представлял собой отдельно стоящий павильон вблизи здания Павелецкого вокзала. Он имел форму куба. На фасаде, выходящем на площадь, — четыре широких пилястры, между двумя из них пролёты использовались для входа и выхода, а средний — для большой мемориальной доски из красного гранита. Вход и выход расположены в симметрично расположенных глубоких и высоких полукруглых арках, снабжённых декоративными ажурными воротами. Снаружи фасад облицован красным гранитом. Внутри павильон имел полукруглую стену с маленькими подковообразными окошками. По бокам от эскалатора раньше находились небольшие торшеры. Свод вестибюля был украшен плафоном, на котором было панно В. Ф. Бордиченко на тему славы русского оружия. Стена за эскалатором украшена мраморной мозаикой по эскизу В. Ф. Бордиченко и Е. Д. Машковцевой «Фанфарный салют народу и его вождю И. В. Сталину». После разоблачения культа личности Сталина его профиль был убран, а сюжет мозаики стал трактоваться как «фанфаристы, возвещающие победу».

В результате реконструкции Павелецкого вокзала, проведённой в 1980-х годах, южный вестибюль станции был наполовину снесён, и его фасад встроен в ныне существующее здание Павелецкого вокзала, площадь которого увеличилась в 6 раз. Одновременно был сооружён выход непосредственно в здание вокзала. В настоящее время сохранившийся фасад южного вестибюля можно увидеть внутри здания Павелецкого вокзала (через левую арку ныне осуществляется выход, а правая не задействована в работе метрополитена).

21 февраля 1953 года в ходе первого этапа реконструкции станции был открыт северный эскалаторный тоннель в общий вестибюль с одноимённой станцией Кольцевой линии. Таким образом, появилась возможность осуществления пересадки между станциями. Вестибюль расположен в цоколе и на первых двух этажах дома № 43/16 по Новокузнецкой улице, который позднее занял Метрогипротранс. Он представляет собой ансамбль из двух помещений. Круглый эскалаторный зал перекрыт куполом. В него открываются верхние арки эскалаторных тоннелей обеих станций, а также арочные проёмы, обозначающие входы и выходы. Оставшиеся простенки заняты большими сводчатыми окнами. Эскалаторный зал перекрыт куполом, поверхность которого украшена лепными розетками, к вершине уменьшающимися в размере, в центре — углубление синего цвета, создающее ощущение неба. Фриз под куполом украшен смальтовым панно (художник — И. А. Рабинович). Тема мозаики — «Сталинский план преобразования природы», на ней изображены гирлянды в виде хлебов, плодов, цветов, овощей. На карнизе над фризом ранее осуществлялась подсветка мозаики. Кассовый зал охватывает эскалаторный в виде широкой дуги и соединяется с ним арочными проёмами. Он украшен стройными гранёными колоннами, облицованными светлым мрамором. Снаружи часть дома, занятая вестибюлем, оформлена глубоким портиком на широких и тонких пилонах-простенках и со сводчатыми проходами.
В начале 2000-х на станции была проведена замена эскалаторов. В обоих вестибюлях установлены модели ЭТ-3М с балюстрадами из нержавеющей стали .

Бо́льшая часть станции, примыкающая к северному выходу — колонной трёхсводчатой конструкции. Свод центрального зала состоит из ряда куполов, которые опираются на два ряда тонких, изящных колонн. В вершине каждого купола расположен кессон, в котором скрыты светильники. Колонны соединяются друг с другом пологими арками, которые образуют пологие арки, образующие проходы между центральными и боковыми залами. Своды боковых залов значительно ниже центрального и украшены шатровыми куполами, которые с одной стороны опускаются на колонны, а с другой — на пилястры в виде перевёрнутых пирамид. Колонны и путевые стены отделаны белым мрамором месторождения Коелга. Капители колонн украшены крупными металлическими медальонами в виде геральдических щитов в обрамлении лавровых венков, а в центре каждого щита — серп и молот. Пол выложен серо-розовым гранитом. Им же облицован низ путевых стен.

Южная часть станции — пилонная трёхсводчатая. Центральный зал сужается до прохода и расширяется перед эскалатором в южном торце. Пилоны, облицованные светло-розовым мрамором «уфалей», мощные, широкие, простых прямоугольных очертаний. Платформы расширены по сравнению с колонной частью станции. Кое-где встречаются полосы лабрадорита. Со стороны эскалатора внутренние торцовые стенки пилонов прикрыт рифлёными металлическими листами. В самом конце платформы тоннель практически не облицован.

«Ударник Метростроя» в июле 1943 года писал: «В веерной части наклонного хода Павелецкой (начальник объекта товарищ Данелиа) забетонированы лебёдка, тренога от маркшедерского нивелира, спецовка, двери и другие предметы, не имеющие никакого отношения к конструкции сооружения». Мозаичные панно В. А. Фролова, размещённые на станции «Новокузнецкая» изначально планировались для станции «Павелецкая», причём в существенно большем количестве. В связи с задержкой строительства станций и началом Великой Отечественной войны они были размещены в укороченном центральном зале станции «Новокузнецкая».

Переход на Кольцевую линию, открытый 30 июля 1955 года, является самым длинным в Московском метрополитене. Он начинается в центре зала с лестничной камеры. Разделённые спуск и подъём выводят в переходный коридор. Стены лестничной камеры облицованы красным грузинским мрамором месторождения Салиэти, а окаймляющий стены парапет — белым мрамором. В красном мраморе имеются окаменелости древних обитателей морей: морских лилий, наутилусов, губок и других. Сводчатый коридор освещается светильниками, упрятанными в небольшие имитирующие окна арки, расположенными по всей его длине. Между арками — устройства обеззараживания воздуха ультрафиолетом, представляющие собой небольшие коробочки из нержавеющей стали. Переход заканчивается в центре зала кольцевой станции лестницами на спуск и на подъём.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

В сети
Аватара пользователя
Александр
Сообщения: 4816
Зарегистрирован: 18 авг 2013, 13:35
Репутация: 6005

Re: Павелецкая.

Сообщение Александр » 03 янв 2017, 19:47

Южный вестибюль ( в здании Павелецкого вокзала ).
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Последний раз редактировалось Александр 03 янв 2017, 20:15, всего редактировалось 1 раз.

В сети
Аватара пользователя
Александр
Сообщения: 4816
Зарегистрирован: 18 авг 2013, 13:35
Репутация: 6005

Re: Павелецкая.

Сообщение Александр » 03 янв 2017, 19:49

Северный вестибюль. Совмещен с кольцевой.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
Шерлок Холмс
Сообщения: 1344
Зарегистрирован: 10 дек 2016, 19:36
Репутация: 1072

Re: Павелецкая.

Сообщение Шерлок Холмс » 03 янв 2017, 20:25

Вот ещё фотография со старым видом "Павелецкой" ( Г-З линии ).
Это фото использовано для билета в честь 75-летия метро.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
Леонесса
Сообщения: 3141
Зарегистрирован: 05 июн 2016, 21:07
Репутация: 1356

Re: Павелецкая.

Сообщение Леонесса » 01 июл 2020, 04:46

А вот еще одно фото
Станция метро Павелецкая
q1Pfnf6VI8Y.jpg

#ZMSKвоевало
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.


Вернуться в «Замоскворецкая линия»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 4 гостя