«Таганская»
Кольцевая линия Московский метрополитен
Дата открытия: 1 января 1950 года
Проекты переименования: «Каменщики» (1991, 1992)
Район: Таганский
Округ: Центральный
Тип: пилонная трёхсводчатая глубокого заложения
Глубина заложения, м: 53
Количество платформ: 1
Тип платформы: островная
Форма платформы: прямая.
Архитекторы: К. С. Рыжков, А. А. Медведев при участии Л. Грипачевской
Архитекторы вестибюлей: К. С. Рыжков, А. А. Медведев
Инженеры-конструкторы: Д. Дмитриев, Б. М. Прикот
Выход к улицам: Таганская площадь
Переходы на станции: Таганско-Краснопресненская линия "Таганская", Калининская линия "Марксистская"
Наземный транспорт:
А: 51, 74, 106, 156, 255, 901, Б; Н5 (ночной);
Тб: м7, м7к, 26, 27, 53, 63к
Время открытия: 5.35
Время закрытия: 01:00
Работающие операторы сотовой связи: МТС, Билайн, Мегафон
Код станции: 072
Соседние станции: "Курская" и "Павелецкая"
Станция открылась 1 января 1950 года в составе участка «Курская» — «Парк культуры». Названа по Таганской площади, на которой находится её вестибюль (на момент открытия вестибюль выходил на Верхнюю Таганскую площадь, которая в 1963 году была объединена с Нижней). Имеет переходы на станции «Таганская» Таганско-Краснопресненской линии и «Марксистская» Калининско-Солнцевской линии.
Кольцевая линия стала четвёртой очередью строительства. В 1947 году планировалось сдать линию четырьмя участками: «Центральный парк культуры и отдыха» — «Курская», «Курская» — «Комсомольская», «Комсомольская» — «Белорусская» (затем был объединён со вторым участком) и «Белорусская» — «Центральный парк культуры и отдыха». Первый участок, «Парк культуры» — «Курская», был открыт 1 января 1950 года, второй, «Курская» — «Белорусская», — 30 января 1952 года, и третий, «Белорусская» — «Парк культуры», замыкающий линию в кольцо, — 14 марта 1954 года.
Станция открыта в 1950 году в составе участка «Парк Культуры» — «Курская». В том же году станция стала опытной площадкой для испытаний новых малогабаритных поломоечных машин.
В 1966 году в южном торце станции был открыт переход на станцию «Таганская» Таганско-Краснопресненской линии. В 1967 году одной из первых станций, на которых началась установка разменных установок, стала «Таганская». В 1972 году на станции впервые в Московском метрополитене был установлен опытный световой указатель. В 1979 году в центре зала был сооружён переход на станцию «Марксистская» Калининской линии.
С 18 ноября 2005 по 20 декабря 2006 года вестибюль станции был закрыт на реконструкцию и замену эскалаторов.
Наземный вестибюль расположен на углу Таганской площади и Верхней Радищевской улицы и представляет собой серое трёхэтажное, прямоугольное в плане здание с мощным порталом перед фасадом со стороны площади. У портала три фронтальные и две боковые арки. Арочные входы украшены гирляндами на фризе. Потолок портала состоит из трёх сложных ребристых куполов и выкрашен в синий цвет.
За входом — узкое прямоугольное помещение, «сени» вестибюля, а за ними — квадратный кассовый зал. Свод опирается на четыре гранёные колонны, по две с каждой стороны, и на четыре полуколонны в стенах зала под его углами. На своде глубокие квадратные кессоны со ступенчатыми краями. Колонны и стены кассового зала снизу отделаны светлым мрамором Прохоро-Баландинского и Газганского месторождений, пол — плитами красного гранита с полосами чёрного диабаза.
Через арку с турникетами вход в эскалаторный зал, который представляет собой обширное прямоугольное помещение со сложным крестовым куполом над центром. В вершине купола лепная розетка. В стене, противоположной входу, — верхняя арка эскалаторного входа, слева от него — выход на Верхнюю Радищевскую улицу, справа — дополнительные двери на выход на Нижнюю Радищевскую улицу, которые не используются в работе метрополитена.
С 18 ноября 2005 по 20 декабря 2006 года станция была закрыта на капитальный ремонт для замены эскалаторов, полностью выработавших свой ресурс. В результате был полностью реконструирован эскалаторный наклон, установлены новые эскалаторы Е55Т. Также был обновлён фасад вестибюля, установлены новые двери.
«Таганская» — пилонная станция глубокого заложения (глубина — 53 метра) с тремя сводами. Авторы проекта — К. С. Рыжков и А. А. Медведев. Диаметр центрального зала — 9,5 метров.
Пилоны станции плавно переходят в своды центрального и боковых залов. Проходы между пилонами высокие, со сложными крестовыми куполами. Над арочными проёмами проходов своды с обеих сторон осложнены стрельчатыми кессонами. Кроме того, и все своды оформлены неширокими выпуклыми лепными поясами, образующими крупные ромбы, вытянутые поперёк сводов.
На пилонах со стороны зала и платформ во всю высоту сделаны неглубокие стрельчатые ниши с майоликовыми панно военной тематики (скульпторы Е. П. Блинова, П. М. Кожин, А. Г. Сотников, А. Д. Бержитская, З. С. Соколова). В центре этих композиций находятся круглые медальоны с профилями бойцов Красной Армии и со знаками различия видов войск. Ниже на белом майоликом «свитке» написано: «Слава героям — [род войск]!». Среди родов войск моряки, танкисты, артиллеристы, лётчики, кавалеристы, пехотинцы, железнодорожники, партизаны. Между медальоном и надписью — изображение соответствующего оружия и боевых сцен. Вокруг главного медальона размещаются малые с изображениями героев истории России. По фону идёт рельефный майоликовый орнамент «травами». Всего панно 32, из них каждое повторяется четырежды. Панно в центральном зале имеют голубой фон, в боковых — белый.
Нижняя часть пилона облицована белым мрамором, а цоколь — чёрным с белыми прожилками. Путевые стены оформлены белым рельефным кафелем с мраморными пилястрами в виде колонн напротив пилонов. Пол в центральном зале выложен из квадратных плит серого гранита и чёрного габбро, прерывающимися вставками восьмиконечных звёзд красного гранита в красных рамах.
Станционные залы освещаются оригинальными люстрами работы А. И. Дамского, висящими по оси сводов в центрах ромбических кессонов. Они многорожковые, с витыми деталями и синими стеклянными вазами снизу. Автор вспоминал, что стремился к стилистическому единству люстр с интерьером. Цветовое решение люстр перекликается с оформлением пилонов.
В южном торце, где ныне находится переход на Таганско-Краснопресненскую линию, ранее располагалась скульптурная композиция, изображавшая И. В. Сталина в окружении трудящихся и детей на Красной площади "Сталин и молодёжь" (скульпторы — Е. П. Блинова и П. А. Баландин). Под ней были расположены четыре мраморные таблички с изображениями городов-героев Ленинграда, Сталинграда, Севастополя и Одессы (эти города Сталин назвал героями в своём приказе от 1 мая 1945 года). Композиция была заменена на панно с портретом В. И. Ленина и гербами республик СССР, однако и это панно было убрано в связи с постройкой перехода.
Два последовательных эскалаторных наклона, по которым осуществляется вход на станцию, разделены промежуточным залом. Это круглый зал под сферическим куполом. По стенам с равными промежутками размещены пилястры, как бы подпирающие широкий гладкий фриз. Поверхность купола покрыта глубокими квадратными кессонами. По мере приближения к вершине кессоны уменьшаются, что визуально придаёт куполу дополнительную высоту. В вершине купола находится панно «Салют Победы» работы А. К. Ширяевой ( роспись "аль фреска" ). На нём изображено небо Москвы в ночь победных салютов и реющее советское знамя. Стены зала между пилястрами облицованы мрамором «ороктой» сиреневого оттенка, пилястры сделаны из белого мрамора. Ещё одним эскалатором этот зал связан с наземным вестибюлем. Оси этих двух эскалаторных тоннелей расположены практически под прямым углом друг к другу.
Над залом расположена церковь Святителя Николая. В 1944 году, при строительстве станции метро «Таганская» и перестройки Таганской площади была предпринята попытка разрушить храм, были уничтожены главы и верхушка колокольни, но от окончательного уничтожения его спасло присвоение статуса памятника архитектуры. Поэтому при строительстве промежуточного зала метро инженеры решили сделать железобетонный цилиндр на поверхности и опускать его на нужную глубину, а затем соорудить над ним купол.
Переход на одноимённую станцию Таганско-Краснопресненской линии начинается в северном торце станции. Там лестница ведёт в дополнительную сводчатую камеру на более высоком уровне, из которой по мостикам через платформу в сторону станции «Курская», которые разделены на три сводчатых прохода, можно попасть в сводчатый эскалаторный зал. Эскалатор соединяет с западным торцом «Таганской»-радиальной.
Переход на станцию «Марксистская» Калининской линии осуществляется из центра зала по лестницам и мостикам через платформу в сторону «Курской». В переходном аванзале — эскалатор вниз, в западный торец «Марксисткой».
В связи с окончанием реконструкции вестибюля был выпущен билет.
Таганская.
- Александр
- Сообщения: 4851
- Зарегистрирован: 18 авг 2013, 13:35
- Репутация: 6063
Таганская.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
- Александр
- Сообщения: 4851
- Зарегистрирован: 18 авг 2013, 13:35
- Репутация: 6063
-
- Сообщения: 4970
- Зарегистрирован: 16 дек 2016, 11:57
- Репутация: 4049
Таганская.
Не безынтересно посмотреть на реальное взаимоположение трёх "родственных" станций...Александр писал(а): Переходы на станции: Таганско-Краснопресненская линия "Таганская", Калининская линия "Марксистская"
Переход на станцию «Марксистская» Калининской линии осуществляется из центра зала по лестницам и мостикам через платформу в сторону «Курской».
Тем более, что на станциях подземки стали повсеместно развешиваться планшетки, на которых показана "географическая" привязка станций на плане окружающих улиц.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
-
- Сообщения: 2151
- Зарегистрирован: 25 фев 2018, 19:39
- Репутация: 763
https://www.moscowmap.ru
Я как-то упоминал здесь про карту на сайте https://www.moscowmap.ru.
На которой как раз отображены ... не знаю как написать... профили (?) станций метро.
Окрестности Таганки на этой карте выглядят так:
На которой как раз отображены ... не знаю как написать... профили (?) станций метро.
Окрестности Таганки на этой карте выглядят так:
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 5 гостей