МЦК. Общая информация

Маршрутная линия железнодорожного пассажирского транспорта в Москве, частично интегрированная с метрополитеном по системе оплаты проезда и пересадкам. Представляет собой городской электропоезд, курсирующий по основному ходу Малого кольца Московской железной дороги (МК МЖД).
Аватара пользователя
Шерлок Холмс
Сообщения: 1376
Зарегистрирован: 10 дек 2016, 19:36
Репутация: 1096

МЦК. Общая информация

Сообщение Шерлок Холмс » 18 мар 2024, 18:54

Московское центральное кольцо (МЦК) — маршрутная линия железнодорожного пассажирского транспорта в Москве, частично интегрированная с метрополитеном по системе оплаты проезда и пересадкам. Представляет собой городскую систему движения электропоездов по основному ходу Малого кольца Московской железной дороги (МК МЖД). РЖД осуществляет перевозки по договору с заказчиком проекта — ГУП «Московский метрополитен».
Московский метрополитен и департамент транспорта Москвы декларируют, что уровень обслуживания пассажиров «полностью соответствует стандартам метро» с точки зрения регулярности движения поездов, организации оплаты проезда и навигации. Всё это создаёт единое с метрополитеном пространство. В связи с этим Московский метрополитен позиционирует МЦК как 14-ю линию, однако по совокупности характеристик МЦК является не метрополитеном, а «городской электричкой». На вестибюлях станций наряду с логотипом РЖД присутствует логотип метрополитена. Маршрут обозначается на схемах метро белой линией с красной окантовкой под названием МЦК и порядковым номером Московское центральное кольцо. Проектирование и строительство системы велось под обозначением Московская кольцевая железная дорога (МКЖД); в июне 2016 года было объявлено о том, что на схемах Московского метрополитена система будет обозначена как Вторая кольцевая линия метрополитена, а в июле 2016 года система получила официальное название Московское центральное кольцо (МЦК).
Малое кольцо МЖД, на котором организовано движение электропоездов МЦК, имеет длину 54 км, располагается вблизи исторически центральной части города, окружая Садовое кольцо на расстоянии от 2,5 до 9 км, на западе, юго-западе и юго-востоке вплотную приближается к Третьему транспортному кольцу и проходит вдоль трассы последнего. На линии устроен 31 остановочный пункт с пересадками на 10 линий метро и 9 радиальных направлений железной дороги. Логистическая роль МЦК предполагает генерацию нового пассажиропотока и оттягивание его от метрополитена, а также связь и консолидацию радиальных направлений метро и железной дороги.
Как Московская окружная железная дорога магистраль была открыта в 1908 году, до 1934 года по ней осуществлялись пассажирские и грузовые перевозки, затем — только грузовые и технического характера. После реконструкции два главных пути магистрали используются преимущественно для пассажирского движения. Для грузовых перевозок и технологического движения используется новый, построенный на большей части линии (37 км) третий главный путь. Вся железнодорожная инфраструктура находится в собственности ОАО «РЖД». В ночной перерыв в целях диагностики и обслуживания пассажирские пути используются для технологического движения дефектоскопов, путеизмерителей, рельсосмазывателей, мотрис.
Пассажирское движение на линии было открыто 10 сентября 2016 года в присутствии президента Российской Федерации В. В. Путина и мэра Москвы С. С. Собянина. Первый месяц (по 10 октября включительно) МЦК работало бесплатно.
С 2021 года на МЦК должно было начаться внедрение беспилотных поездов. В 2019—2020 годах планировалось создать опытные образцы, протестировать автоматическое управление, разработать нормативную базу для беспилотных поездов на МЦК и построить непреодолимое ограждение линии.

Для городской электрички был обустроен 31 остановочный пункт с высокими платформами, которые строились с нуля, при этом имеющиеся возле вокзалов исторических станций низкие платформы и занимаемая ими площадь не были использованы при возведении новых платформ. К моменту начала реконструкции уже существовала подземная платформа Площадь Гагарина, а в 2013—2016 годах она была реконструирована и отделана. Из новых платформ раньше всего (в конце 2013 года) было начато строительство остановочного пункта Лужники. Непосредственное строительство большинства остальных платформ началось весной 2015 года. Вначале строились платформы, после их завершения начинали строить мосты с эскалаторами. К сентябрю 2016 года работы по возведению практически всех платформ были завершены, также были возведены примыкающие к ним павильоны с кассами и турникетами и лестницы, однако работы по отделке павильонов и лестниц у части платформ ещё не были завершены. К моменту запуска пассажирского движения 10 сентября оказались не готовы к открытию 5 платформ из 31, однако на 8 ноября они были открыты все. Помимо указанных платформ, планировалась и обозначалась на схемах 32-я платформа Пресня (в границах одноимённой станции), решение о её строительстве должно было быть принято после запуска пассажирского движения.

Первоначально в качестве подвижного состава для городской электрички планировалось использовать электропоезда ЭГ2Тв «Иволга», разработанные в 2014 году Тверским вагоностроительным заводом как принципиально новые городские и пригородные поезда отечественной разработки, в начале 2015 года было изготовлено два пятивагонных поезда в городском исполнении специально для использования на МКЖД. В качестве альтернативы рассматривался вариант использования более дорогих электропоездов ЭС2Г «Ласточка» (Siemens Desiro) разработки немецкого концерна Siemens с локализацией производства на отечественном заводе Уральские локомотивы. Оба поезда имели бестамбурную конструкцию и салон городского исполнения с сиденьями, размещёнными по схеме 2+2.
Однако по состоянию на конец 2015 года обе модели не участвовали в конкурсе: первая не прошла испытания, вторая показалась компании ЦППК, которая на тот момент была выбрана перевозчиком, слишком дорогой для закупки и эксплуатации. Вместо них компанией ЦППК к концу года было решено использовать 35 шестивагонных электропоездов ЭД4М (модификация ЭД4М-500) производства Демиховского машиностроительного завода.
После переуступки прав перевозчика от ЦППК к РЖД 21 января 2016 года окончательный выбор подвижного состава для МКЖД сделан в пользу электропоездов «Ласточка», а планировавшиеся ранее электропоезда ЭД4М-500 так и не были изготовлены. В ноябре 2017 года опрос ВЦИОМ показал, что большинство пассажиров МЦК желают, чтобы и на других направлениях городского и пригородного железнодорожного движения использовались электропоезда «Ласточка» или этого класса. В ноябре 2017 года стало известно, что 23 состава поездов «Иволга» будут в октябре-ноябре 2018 года поставлены компании ЦППК для эксплуатации на линии Лобня — Одинцово проекта Московские центральные диаметры.

Тестовое движение по МКЖД планировалось начать в апреле 2016 года. Однако оно началось в мае 2016 года на опытном участке Канатчиково — Лихоборы. Тестовая обкатка всей линии была начата с 4 июля 2016 года по окончании реконструкции и электрификации главных путей. Первоначально по кольцу с заниженными скоростями курсировали только электропоезда ЭС2Г «Ласточка», которые и стали использоваться для пассажироперевозок. Позднее для полной загрузки инфраструктуры МКЖД ввиду отсутствия в депо достаточного количества «Ласточек», часть которых ещё не поступила с завода, к испытаниям привлекли 12 дополнительных электропоездов отечественной разработки серий ЭД4М, ЭТ2М и ЭР2Т, снятых с пригородных маршрутов, хотя их эксплуатация на кольце в будущем не планируется.
20 июля 2016 года произошёл первый инцидент. Электропоезд ЭД4М-0403 въехал на платформу Стрешнево, первую по маршруту его следования, и процарапал бок головного вагона. Данное происшествие повлекло временную остановку движения по кольцу, в течение нескольких часов после него путь вдоль платформы Стрешнево с помощью выправочной подбивочно-рихтовочной машины был смещён чуть дальше от платформы для соответствия габаритам, после чего движение было возобновлено. Однако как негативное следствие смещения пути, между останавливающимися поездами и платформой образовался значительный зазор, создающий неудобства для пассажиров.

10 сентября 2016 года, в День города, состоялось открытие Московского центрального кольца. В церемонии открытия приняли участие президент России В. Путин и мэр Москвы С. Собянин, которые проехали по кольцу от платформы Лужники до платформы Площадь Гагарина и обратно.

В 14 часов платформы для всех пассажиров на МЦК были открыты, что ознаменовало начало регулярного пассажирского движения. Хотя движение открылось по всей длине кольца, для пассажиров было доступно лишь 26 остановок, Соколиная Гора и Дубровка открылись 11 октября, Коптево — 1 ноября, Зорге — 4 ноября, Панфиловская — 8 ноября.

В честь открытия была выпущена памятная карта «Тройка», Единый и билет 90 мин. В первый месяц после открытия проезд пассажиров по МЦК был бесплатным. Также были памятные выпуски и к Годовщине.

С 11 октября 2016 года для оплаты проезда на МЦК используются единые для Московского городского транспорта бесконтактные билеты и перезаписываемые смарт-карты, в том числе, карта «Тройка», социальная карта москвича и другие. Для билетов с ограниченным числом поездок предусмотрена возможность бесплатной пересадки между станциями МЦК, расположенными поблизости от станций метрополитена и монорельса в течение 90 минут с момента прохода без дополнительного гашения поездки или списывания денег. На МЦК действуют те же столичные социальные льготы, что и в метро.

Большинство платформ МЦК работают в режиме транспортно-пересадочных узлов, в дальнейшем функцию ТПУ будут выполнять почти все платформы. Среди них будет 19 крупных ТПУ. После строительства новых участков метрополитена и переноса ряда железнодорожных платформ ближе к МКЖД станут возможными 17 пересадок на 11 линий метрополитена (включая строящиеся) и 10 пересадок на 10 (из 11) радиальных направлений железной дороги. Проектные названия многих платформ МЦК отличались от нынешних, летом 2016 года в названия некоторых из них были внесены изменения, утверждённые правительством Москвы. 10 сентября 2016 года с началом пассажирского движения открыты 26 станций. Ещё 2 — Соколиная Гора и Дубровка — открылись 11 октября 2016 года, Коптево — 1 ноября 2016 года, Зорге — 4 ноября 2016 года; последней была введена в строй Панфиловская — 8 ноября 2016 года.

Вернуться в «Московское центральное кольцо (МЦК)»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 29 гостей